Сайт создан в системе uCoz
Ваймар

Главная

Австрия

США

Тюрингия

Гостевая книга

Ваймар. План города.Ваймар находится совсем недалеко, примерно в получасе езды, от Эрфурта, в котловине между гористых холмов, заключающих участок поймы Ильма - одного из главных притоков Заале. Географически это все тот же район Тюрингии, с живописным ландшафтом и благодатным теплым климатом. Высота самого заметного из холмов (Эттерсберга) не превышает 250 метров, зеленый пояс по берегам Ильма - шириной около двух километров, и в городской части он переходит в красивый старый парк

В первые века нашей эры здесь также обитали тюринги, и есть основание полагать, что в V-VI веках местное их поселение было главным, судя по обилию пышных захоронений, обнаруженных археологами. Но после поражения, нанесенного тюрингам саксами и франками в 531 году, "столица" перестала играть политическую роль.

Ваймар. Общий вид.Первое официальное известие о Ваймаре датировано Х веком. Третьего июня 975 года император Оттон I подписал документ о созыве съезда князей в "Вимаре". "Wimares", "Wimari", "Wymar" - эти варианты названий замка и поселения при нем встречаются в различных источниках Х-XIII веков. На старом верхненемецком они означали "Святое озеро", располагавшееся где-то в городской части поймы Ильма. Вполне возможно, что нынешнее Лебяжье озеро в центре города является его остатком.

Местными феодалами после 1060 года стали графы фон Орламюнде. В период их правления Ваймар обзавелся ремеслами и рынком и к середине XIII века был уже городом. Еще век спустя он располагал самоуправлением из двенадцати членов Городского совета. Графы фон Орламюнде продолжали числиться его феодалами и жили в замке, переименованном в XV веке в Хорнштайн (в XVII в. - в Вильгельмсбург).

С 1372 года род Орламюнде прекратился и город попал под опеку мейсенских маркграфов Веттинов, считавшихся ландграфами Тюрингии. В 1485 году последовал новый раздел тюрингских земель, и Ваймар на долгие века остался под властью саксонских князей эрнестинской линии. Город оказался на периферии политической и торговой жизни Германии, что позволило ему благополучно сохраниться в кризисные эпохи - Реформации и Тридцатилетней войны.

Хорошо продуманная и веками поддерживаемая фортификационная система Ваймара не сыграла заметной роли в его истории, просуществовав до начала XVIII века. Ее окончательно снесли уже при жизни здесь Гете по инициативе вдовствующей герцогини Анны-Амалии, озабоченной новым строительством в столице герцогства Саксен-Ваймар-Айзенах.

От каменных городских укреплений XV века сохранились две башни в северо-западной и юго-восточной частях старого города, носящие названия Казначейской и Библиотечной. Более интересна первая - круглая, находящаяся рядом с площадью Гете. Она была угловой и соответственно более мощной, приземистой, с редкими бойницами в обоих ярусах. Сегодня бойницы верхнего ряда превращены в окна, число последних удвоилось, но в целом средневековый дух постройки остался незыблемым. В Казначейской башне постоянно действует городской Студенческий клуб, и она доступна для осмотра.

Ваймар. Рыночная площадь с фонтаном Вторую башню легко обнаружить близ рыночной площади, пройдя отсюда к соседней площади с конным памятником герцога Карла-Августа. Эта башня гораздо стройнее и миниатюрнее, она была объединена с домом Иоганна-Вильгельма, брата великого герцога (строился в 1560-е гг.). В середине 1760-х годов обе эти постройки объединили со специально выстроенной дворцовой библиотекой. Сегодня здесь находится всемирно известная Центральная библиотека немецкой классики.

Мы оказываемся уже в центре старого Ваймара - вблизи торговой его площади, недалеко от комплекса дворцовых построек, рядом с издавна освоенной переправой через Ильм. Границу средневекового города условно можно замкнуть в пределах почти квадрата, южную часть которого составит ныне продолжение улицы Шиллера в сторону Ильма, западную - улица Виланда вместе с площадями Театральной и имени Гете, северную - протяженность улицы Грабен (Ров), совпадающей с направлением исчезнувшего крепостного рва, и, наконец, восточную-соответствующий отрезок Ильма длиной не более километра.

С трудом свыкаешься с мыслью, что эта небольшая часть нынешнего города во времена Гете и Шиллера была, собственно, тем самым Ваймаром, в который стремились попасть образованные люди всей Европы. Слава пришла к городу в конце XVIII века, на переломе эпох классицизма и романтизма в европейской культуре. Именно этим приходится объяснять своего рода переоценку, смещение акцентов в интересах приезжающих сюда вот уже двести лет людей. Каждый обычно заранее моделирует все ту же картину "своего" Ваймара, в которой яркими пятнами остаются улочки, памятники архитектуры и городские маршруты, связанные со страницами писем и дневников корифеев немецкой и европейской культуры - Гете, Шиллера, Гердера, Листа.

Исторически застройка Ваймара как города складывалась в V-XIII веках из трех самостоятельных частей: древнего поселения на холме св. Якова на севере (V-VI вв.), деревни Верхний Ваймар, возникшей в XIII веке из монастыря цистерцианок (юг), и территории замка вместе с прилегающим к нему селением - у подножия одного из восточных холмов на берегу Ильма. Со временем замковый "посад" разросся и объединил все три части в регулярную городскую систему с церковными и рыночными площадями.

Сохранившиеся дома XV-XVI веков встречаются чаще именно в этих районах города и на старых площадях - Рыночной и Гончарной (площади Гердера). До середины XVI века первая из названных площадей функционировала как место рыцарских турниров. Сегодняшний ее облик в основном сформировался в то время, и этот стилевой колорит был тактично подчеркнут в ходе последней реставрации Рынка, на рубеже 1960-1970-х годов.

Ваймар. Церковь св. Петра и св. Павла.Пройдя от Рынка к северу, мы окажемся через несколько минут на бывшей Гончарной площади с городской церковью св. Петра и св. Павла в центре. По периметру площади сохранилось немало старых домов XVI-XVII веков с художественной отделкой фасадов. Один из них - трехэтажный рыцарский дом (1556), с высоким ступенчатым фронтоном и статуей рыцаря наверху - находится на восточной стороне.

Храм св. Петра и св. Павла - главная достопримечательность архитектуры Ваймара и один из доминирующих акцентов его панорамы. Первая церковь возникла здесь уже при графах Орламюнде, в 1240-е годы, но к XV веку она оказалась сильно обветшавшей, а в 1424 году - окончательно разрушенной пожаром. В конце XV века братья-монахи Немецкого ордена выстроили новую церковь в позднеготическом стиле, о чем свидетельствует латинская надпись на апсиде.

В 1735-1745 годах, при герцоге Эрнсте-Августе, была осуществлена радикальная перестройка церкви св. Петра и св. Павла. Девятого февраля 1945 года храм был сильно поврежден американскими бомбами, но по счастливой случайности уцелели древние надгробные плиты, скульптурные эпитафии, кафедра проповедника, крещальная купель и прочие предметы убранства. В ходе широкой общественной кампании в Германии и других странах были собраны значительные средства, и в 1953 году церковь была полностью восстановлена в ее первоначальном виде конца XV века.

К сожалению, почти не сохранилось памятников старой архитектуры в Верхнем Ваймаре, на месте исчезнувшего холма св. Якова, а также на постоянной территории резиденции герцогов на берегу Ильма. Возводившийся с Х века на одном и том же месте их замок по какому-то фатальному закону сгорал дотла в 1424, 1618 и 1774 годах от случайных пожаров. Нынешний комплекс резиденции появился к началу XIX века (1803), и в нем можно различить древний фрагмент - нижнюю половину высокой дворцовой башни, уцелевшую с XV века вместе с остатками служебных пристроек вокруг (так называемая Бастилия). Как один из входов в Бастилию сохранился красивый ренессансный портал 1539 года, исполненный Н. Громаном, самым известным архитектором и декоратором Ваймара в XVI веке.

Ваймар. Герцогский дворец.Поздний комплекс дворца герцогов образует в плане правильный прямоугольник с почти одинаковыми фасадами всех четырех корпусов со стороны двора. Последний (южный) корпус возвели в начале XIX века, отчего исчезла гармоничная связь дворца со старым парком, напоминавшая о красоте французских замков эпохи барокко и классицизма.

Этой же реминисценцией объясняется гораздо большее внимание проектировщиков к интерьерам дворца. Один из архитекторов, берлинец Генрих Генц (1766-1811), разработал и осуществил наиболее эффектные из них: лестничный вестибюль в восточном корпусе, белоколонный Торжественный зал и Соколиную галерею с кессонированными потолками во всех трех случаях (1802-1803). В немецкой архитектуре XVIII - начала XIX века это один из наиболее совершенных примеров ордерных решений классицизма.

С конца XVII века правители династии Саксен-Ваймар стали усиленно подражать Версалю в культурной жизни двора. Один из них, герцог Вильгельм-Эрнст, даже завел постоянную труппу драматических и оперных актеров. Его младший брат, Иоганн-Эрнст, опекал инструментальную и певческую капеллу (12 певцов и 16 музыкантов). Одаренным музыкантом был сын правящего герцога, принц Иоганн-Эрнст Младший.

Заботой Вильгельма-Эрнста стало также создание большой дворцовой библиотеки, художественной галереи, больших коллекций медалей, монет и т. д. Но главным развлечением двора оставалась музыка. В Ваймар постоянно приглашались для концертов известные в Германии инструменталисты, в том числе скрипач-виртуоз И.-Г. Пизендель, композитор и органист Г. Телеман. В 1708 году в Ваймар пригласили молодого, но уже известного органиста И.-С. Баха.

Двадцатитрехлетний композитор приехал сюда из Мюльхаузена, чтобы занять должность органиста дворцовой церкви. В инструментальной капелле за Бахом было закреплено место скрипача и клавесиниста. Его родственник, городской органист Вальтер, охотно уступал ему место за органом в церкви св. Петра и св. Павла в часы служб. Наконец, с 1714 по 1717 год Бах обязывался ежемесячно сочинять духовную кантату для исполнения дворцовыми певцами и музыкантами.

При такой занятости Бах все же сумел сосредоточиться на создании светской духовной музыки. Здесь появилось около пятидесяти произведений для органа, включая знаменитые Токкату с фугой а-то11 и Пассакалию с-то11. После бесконечной и безрезультатной борьбы за должность придворного капельмейстера Баху пришлось уехать из Ваймара в Кеттен, куда его пригласил герцог Леопольд.

Преемник Вильгельма-Эрнста, герцог Эрнст-Август, значительно умножил собрание художественных сокровищ в ваймарском дворце.

Сегодня ваймарское собрание насчитывает около 2500 картин, 200 скульптур, около 50 тысяч рисунков и гравюр, более трех тысяч предметов декоративно-прикладного искусства, 14 тысяч монет и медалей.

Знакомство с ваймарским дворцом, его эффектными интерьерами и коллекциями может быть органично дополнено ощущением окружающего пейзажа. Естественная его красота оказалась здесь тактично организованной и "подправленной" в соответствующем романтическом духе.

Английский парк, протянувшийся вдоль Ильма от дворца к югу, возник одновременно с последним комплексом резиденции, то есть в первые годы жизни в Ваймаре автора "Вертера". Молодой Гете в одной из поездок с герцогом по стране (в Гёрлиц, к князю Францу фон Дессау) обратил внимание Карла-Августа на великолепный парк здешнего правителя и уговорил разбить такой же в Ваймаре. Затея оказалась не из легких, но благодаря настойчивости министра и герцога она была реализована к концу 1820-х годов.

Ваймар. Звездный мост в герцогском парке.Уже к середине 1790-х годов, если судить по цветным гравюрам ваймарского живописца Г.-М. Краузе (1733-1806), парковый ансамбль в пойме Ильма включал множество романтических аксессуаров - висячих мостов, храмовых беседок, гротов, искусственных руин, символических монументов и т. д.

Русскому путешественнику, оказавшемуся в ваймарском парке, трудно удержаться от сравнения его с парком в Павловске близ Санкт-Петербурга. Это сходство было еще заметнее в 30-е годы XIX века, когда оба ансамбля были закончены и во многом соответствовали первоначальной планировке. Близкими в обоих случаях видятся характер местности, связь природных факторов, а главное, фантазия заказчиков, мечтавших о возрождении пейзажей античной Аркадии.

Сходство это, разумеется, имело конкретную почву. Разбивка парка в Павловске была начата раньше, чем в Ваймаре, и потом долгие годы осуществлялась под наблюдением великой княгини Марии Федоровны - урожденной принцессы Вюртембергской (жены Павла I). Перекличка с немецкими дворцовыми парками (с Монбельярским, например) была поэтому неизбежной. С конца 1820-х годов в герцогском парке в Ваймаре стали заметными "русский сад", "театр на природе" и некоторые другие акценты, напоминавшие о Павловске. Правящей герцогиней в Ваймаре была в это время дочь Павла I - Мария Павловна.

Время не пощадило многого в парковом ансамбле в Ваймаре, вход на территорию которого лишь в начале XIX века был ограничен по распоряжению герцога. Но старый парк и сегодня хорош, особенно в летние утренние часы, когда он бывает относительно безлюден. Прихотливая излучина Ильма, с туманной дымкой в свободных от леса участках, неровный рельеф местности, частые и всякий раз неожиданные встречи с художественными памятниками конца XVIII - начала XIX века настраивают определенным образом.

В прекрасной сохранности продолжают оставаться главные строения паркового ансамбля конца XVIII века. Ближайшим из них ко дворцу оказывается старый Звездный мост через Ильм, изображения которого можно встретить на гравюрах середины XVII века. Широкий, мощный, сложенный из массивных камней, он напоминает небольшой римский акведук, особенно рисунком арочных пролетов.

По дороге отсюда к соседнему мосту через Ильм невозможно не задержаться у памятника Шекспиру, установленного в 1904 году по инициативе местного Шекспировского общества. Скульптор О. Лессинг остановился на образе Шекспира-актера, сидящего в непринужденной позе с атрибутами своих пьес - кинжалом и черепом в шутовском колпаке - в руках.

Ваймар. Садовый домик Гете в герцогском парке.На противоположном берегу Ильма находится двухэтажный Садовый домик, в котором провел первые шесть лет жизни в Ваймаре Гете.

Эпоха классического Ваймара, как известно, начинает свой отсчет с 1775 года, памятного приездом сюда молодого Гете. В масштабе исторического представления эта веха становится несколько условной, когда думаешь о предыстории этого "случайного" факта. Ведь еще раньше сюда перебирается более маститый по тому времени литератор - Виланд, а до него постоянно стремятся именитые гастролеры -театральные труппы, ученые, художники, музыканты.

Способствовали этому больше всего культурные претензии ваймарского двора, особенно вдовы герцога Эрнста-Августа, с конца 1760-х годов. После ранней смерти супруга (1758) герцогиня Анна-Амалия активно включилась в управление герцогством, неустанно поддерживая и уровень культурных интересов двора, заданный ее тестем, Вильгельмом-Эрнстом, в начале XVIII века. В 1774 году она уступает правление сыну, принцу Карлу-Августу, чтобы посвятить себя заботам о престиже Ваймара как одного из центров культурной и духовной жизни Германии.

Приглашение известного поэта-классициста Кристофа Мартина Виланда в 1772 году было одной из акций по осуществлению этой программы. Его прочили в воспитатели юного Карла-Августа, и поэт надеялся на осуществление некоторых из занимавших его реформ, уповая на возможности просвещенного монарха.

Он жил в городе в разных местах, в том числе и в резиденции Анны-Амалии - во дворце Виттум. Здание это было куплено вдовствующей герцогиней у своего министра, барона фон Фрича, в 1774 году; выстроил его архитектор И.-Г. Шлегель на месте бывшего монастыря францисканцев в конце 1760-х годов. Красивый двухэтажный особняк с высокой кровлей находится на Театральной площади, в западной части старого Ваймара. Музей Виланда, занимающий пять помещений в восточном крыле дома, открыт с 1963 года. Больший, однако, интерес посетителей вызывают покои самой Анны-Амалии, много раз описанные в письмах и мемуарной литературе конца XVIII - начала XIX века.

Ваймар. Дом Гете на Фрауенплан.Очень интересно побывать в доме Гете на Фрауэнплан, где он прожил в общей сложности 47 лет. После смерти Гете, дом заботливо оберегался потомками, а с 1885 года стал собственностью государства. С тех пор он существует как музей и главный объект притяжения тысяч паломников в Ваймар.

Убранство почти Во всех комнатах в доме подлинное, сохраняющее для нас присутствие самого поэта. Это ощущение усиливается в его личных покоях в западном крыле дома - в библиотеке, кабинете, спальне. Здесь все осталось нетронутым со дня смерти Гете - 26 марта 1832 года.

Встреча с Гете - сильнейшее впечатление в Ваймаре, и она заставляет воспринимать городское окружение в определенном подтексте. Названия улочек, ближайших к дому Гете, подскажут маршруты, знакомые по его беседам, письмам, строчкам дневника, воспоминаниям современников. По короткой и узкой Мыльной улочке поэт ходил в дом своей подруги Шарлотты фон Штайн в 1777-1789 годах. Шарлотта прожила в нем до своей кончины - в 1827 году. В "Охотничьем доме" на Мариенштрассе Гете жил сам в 1789-1792 годах, после чего вернулся в дом на Фрауэнплатц. Дом № 13 по Пивной улице в 1846-1854 годах занимал И.-П. Эккерман, заканчивая здесь третий том своих бесценных бесед с великим современником.

В 1787 году в Ваймар переезжает жить двадцатидевятилетний Фридрих Шиллер, тоже по приглашению герцога, но с тайной надеждой на дружбу с Гете. Не застав поэта (тот был в Италии), Шиллер снял квартиру рядом с гостиницей "Белый лебедь" и по соседству с домом на Фрауэнплан (Фрауэнштрассе, 21). Он прожил здесь два года, после чего вынужден был в поисках работы перебраться в Иену.

Сближение Шиллера с Гете состоялось в 1794 году, когда Шиллер преподавал историю в университете Иены. Совпадение их взглядов на литературу и искусство было настолько очевидным, что они ощутили потребность в постоянном творческом контакте.

Ваймар. Дом Шиллера на эспланаде.В конце 1799 года Шиллер возвращается в Ваймар, остановившись в доме на Виндишенштрассе, 8, недалеко от Рынка. В течение двух лет им была создана здесь "Мария Стюарт", закончена "Орлеанская дева".

В последнее свое жилище в Ваймаре поэт въезжает в конце апреля 1802 года. Тогда-то и возник еще один "маятниковый" маршрут - от дома на Фрауэнплан к дому на соседней площади-эспланаде (ныне улица Шиллера, 12).

Сегодня это самый центр города, свободная пешеходная зона и любимое место прогулок горожан. Взрослых сюда привлекает тишина, возможность отдыха в тени деревьев в жаркий день; детей - доступность забавного фонтана со статуей крестьянина, держащего двух гусей (повторение фонтана Г. Лабенвольфа в Нюрнберге XVI в.). Дом Шиллера - самый красивый и старый на эспланаде (1777), высокий, почти квадратный с фасада, с уютной мансардой в виде третьего этажа.

Шиллер прожил здесь всего три года, тяжело болея, но не снижая работоспособности. Он успел закончить "Вильгельма Телля", написать "Мессинскую невесту", далеко продвинуть "Лжедмитрия". Его портрет кисти И.-Ф. Тишбайна, начатый за три месяца до смерти, воспринимается реквиемом к трагической биографии поэта. Шиллер представлен на нем измученным недугом, но со вскинутой головой, сияющим ликом, облаченным в римскую тогу.

В доме-музее поэта в Ваймаре экспозиция построена по принципу экспозиции литературного музея. Широко представлен исторический фон эпохи Шиллера, соотнесенный с биографией и творчеством поэта.

Ваймар. Кабинет Шиллера в доме на эспланаде.В нескольких залах выставлены прижизненные издания драм Шиллера, рецензии на них, театральные афиши, портреты друзей поэта. Большой интерес вызывают его автографы, письма к Гете, и тексты знаменитых "Ксений" - сатирических эпиграмм, направленных против бездарных или реакционных литераторов (1797).

В мансарде дома сохранены до наших дней приемная, гостиная, рабочий кабинет и спальня Шиллера. Убранство этих комнат, как и в покоях Гете, скромно, но сама атмосфера более раскованна, смягчена. На стенах больше семейных портретов, нежели картин, в том числе портрет молодого Шиллера кисти Антона Графа (1791), родителей поэта и его жены Шарлотты (копии О. Роша с оригиналов Л. Симановиц).

В кабинете Шиллер с женой часто музицировали, судя по присутствию клавесина и гитары на стене. На небольшом рабочем столе хранятся часы, глобус и парадные шпаги поэта. Узкая кушетка, стулья и шкафчик с книгами довершают обстановку комнаты.

О том, как работал Шиллер над "Теллем", поведал нам Гете: "После того, как собрал весь материал, он сел за работу и в буквальном смысле слова не встал с места, пока Телль не был закончен. Если его одолевала усталость, то он опускал голову на руки и спал... Таким образом, Телль был закончен в шесть недель; поэтому он словно отлит из одного куска".

Мысль о вечной связи имен Шиллера и Гете в памяти потомков не раз поднималась после смерти Шиллера - в 1805 году.

Ваймар. Кладбище св. Якова.Первым ее высказал на свой лад герцог Карл-Август, затеяв через двадцать лет строительство мавзолея для своей семьи на Новом кладбище в юго-западном предместье Ваймара и завещав в него перенести прах обоих поэтов после своей смерти.

Шиллер был похоронен в 1805 году на старом кладбище св. Якова в северной части города. Сегодня оно оказывается первым интересным объектом на пути от Северного вокзала к центру Ваймара. Ограда из зелени надежно изолирует некрополь от уличного шума, и он кажется старым парком - с высокой неоготической церковью в центре (1712). Захоронений здесь осталось немного, десятка три - четыре, в основном XIX века. Среди самых старых примечательна могила Кранаха Старшего у юго-западного угла храма.



информация предоставлена Элен Кох